МОУ Сапожковская средняя школа им. Героя России Тучина А.И.
р.п. Сапожок Рязанской области
  • Из века в век переходя

    Истоки современной школы

     

    1909 г. Единственная фотография, на которой заметны кресты над домовой церковью Сапожковского духовного училища. Снимок сделан с колокольни Успенского собора.

     

    Ориентировочно 1920 г. Вид с южной стороны, с ул. Свободы (Семинарской).

     

    Ориентировочно 1956 г. Вид с восточной стороны, с площади Ленина (Соборной).

     

    Ориентировочно 1950 г. Вид с западной стороны, из школьного сада.

    Свою родословную Сапожковская средняя школа №1 ведет от Сапожковского духовного училища. Наиболее полное и красочное описание его открытия содержится в книге сапожковского жителя Алексея Александровича Пономарева "Город Сапожок за 300 лет 1605-1905", изданной в 1905 году к 300-летию основания Сапожка. К сожалению, от Н.П. Стахановой до нас дошла только очень плохая копия, к тому же неполная (нет 8-9 страниц). Может быть, кто-то из посетителей нашего сайта имеет информацию о том, где находится оригинал или хотя бы полная копия этой редкой книги? Пожалуйста, дайте нам знать об этом.

    В начале 19-го столетия возникло Духовное Училище, главный рассадник просвещения наших мест, колыбель нескольких иерархов Русской церкви.

    Открытие состоялось следующим образом. В 1815 году, испросив от комиссии духовных училищ дозволение об открытии в Сапожке Духовного училища. Рязанское Епархиальное Наачальство предписало благочинному города Сапожка Соборному священнику о. Феодору Савину о приобретении здания под открываемое училище. Две усадьбы с находящимися на них домом из толстого дубового леса и амбаром, сараем и баней были куплены у коллежской советницы фон Гаузен за 1900 руб. ассигнациями в феврале 1816 года, а 3-го сентября того же года состоялось и самое открытие училища.

    На собрании учителей и учеников в означенный день, смотрителем училища отцом Феодором Савиным был прочитан указ, данный комиссией духовных училищ, затем совершено молебствие с водоосвящением и возношением молитв Государю Императору и Августейшей Фамилии, учащим и учащимся; после чего священником Архангельской церкви отцом Семеном Смыковым, произнесена была приличествующая случаю речь и ученики были введены в классы.

    Оно считалось Духовным приходским училищем, которое в 1852 году преобразовано: приходское отделение упразднилось, училище стало уездным и представлялось из низшего, среднего и высшего отделений. Затем в 1866 году оно по новому уставу уже совершенно реформировано.

    Ветхое здание означенного училища, случайным образом в 1874 году, сгорело, когда взамен его красовалось рядом выстроенное каменное здание его, существующее теперь и стоящее на наивысшей точке общей площади Сапожка.

    Новое здание, новый устав, новые учительские штаты, к тому же и новый молодой смотритель его, ныне здравствующий отец протоиерей Константин Павлович Доброхотов, новые влияния 60-70 годов 19-го столетия создали целое перерождение в нем.

    Бывшие ученики этого училища, теперь уже почтенные служители церкви, с особенным одушевлением рассказывают о порядках и характере старого училища и его учительского персонала: и нетопленные классы, и ежедневные сечения розгами в качестве прекрасного педагогического средства и великовозрастные ученики в бороде; всё в воспоминаниях дышит чистым русским юмором.

    Это училище взлелеяло следующих Иерархов, отличившихся проповедников и духовных писателей: Дмитрий, архиепископ Херсонский и Одесский; Варлаам, архиепископ Тамбовский и Иркутский; Нафанаил, бывший епископ Архангельский и Холмогорский (ныне здравствующий); Макарий, епископ Донской и Новочеркасский.

    Литература:

    А. Пономарев. Город Сапожок за 300 лет 1605-1905. Рязань, 1905 г.

    А вот как о Сапожковском духовном училище пишет архиепископ Макарий, выпускник Сапожковского духовного училища.

    Открытие Сапожковского духовного училищя относится к 3 сентября 1816 г.

    Располагалось в двух усадьбах площадью 696 кв. сажень. Усадьбы из толстого дубового леса и постройки при них были куплены у коллежской советницы Дарьи Ильиной фон-Гаузен за 1900 руб. Кроме этого, на пристройку флигеля из осинового леса потребовалось 1000 руб. Эта сумма была собрана со священно церковнослужителей г. Сапожка и Сапожковского уезда (по 32 руб. с каждого штата).

    После 1827 г. были некоторые перестройки и возобновления. В 1829 г. под весь училищный корпус и флигель был подведен кирпичный фундамент. В 1834 г. стены училища и флигеля снаружи обиты тесом и окрашены охрой.

    На содержание сапожковского духовного училища с 1816 по 1820 гг. ежегодно получалось из Сапожковского казначейства по 1350 руб., а с 1820 – (по состоявшимся новым штатам) – по 2780 руб.

    смотрителю - 350 р.

    2 учителя высшего отд. - 700 р.

    2 учителя низшего отд. - 600 р.

    смотрителю приходского училища - 200 р.

    учителю 2 прих. класса - 200 р.

    учителю 1 прих. класса - 180 р.

    остальные 550 р. – на содержание дома, прислугу, домоводство и т.д.

    После 1836 г. штаты были изменены и оклады повышены.

    При сапожковских духовных училищах никогда не имелось казенных квартир, поэтому сироты и бедные ученики получали денежное пособие, присылаемое из правления рязанской семинарии, и жили на квартирах у городских жителей. Дети, имеющие родителей, также жили на квартирах на деньги, получаемые от родителей.

    Классы и науки:

    В приходском классе училища изучался сокращенный катехизис с краткой священной историей и начала христианского учения, русская грамматика (до словосочетания), начало арифметики, чистописание и церковное пение. В низшем отделении – начало греческого и латинского языков, русская грамматика, арифметика, церковный устав и церковное пение. В высшем отделении заканчивалось изучение катехизиса (пространного), продолжалось изучение латинского и греческого языков, священная история ветхого и нового заветов, география, оканчивалось изучение арифметики и велось церковное пение по нотам.

    Контроль за учением и поведением учеников осуществлялся при помощи «старших», выбираемых из числа самих учеников. Они должны были посещать квартиры учеников, следить за режимом, опрятностью учеников, а также за регулярным чтением молитв (утром, вечером и после обеда), также за поведением учеников наблюдали учителя, инспектор, а также смотритель.

    Первым смотрителем сапожковского духовного училища был Федор Русанов, священник Успенского собора (1816 – 1819).

    С 1819 по 1834 – протоирей того же собора Федор Свистов.

    Первым инспектором был Федор Русанов, соборный священник (1816 – 1831)

    1831 – 34 – студент Петр Самойлов

    1834 – 37 – священник Скорбященской церкви Михаил Субботин

    1837 – 47 – Иван Солортинский, кандидат

    1847 – 52 – студент Гаврила Озеров

    1852 – 54 – Федор Данков, кандидат

    1854 – 62 – Михаил Асписов, студент

    1862 – 64 – учитель Павел Флеров

    Из учеников большая часть принадлежит Сапожковскому и Ряжскому уездам.

    Литература:

    Макарий. Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии и  подведомых ей духовных училищ, Н-Новгород, 1864, стр. 141-147

    Преподаватели Сапожковского духовного училища

    Данные о преподавателях и сотрудниках Сапожковского духовного училища, так же как и об учащихся, неполны и отрывочны, но даже в таком виде они позволяют ощутить колорит эпохи.

    Виноградов Иван Семенович
    Надзиратель Сапожковского духовного училища и учитель пения в старших классах (с 22 октября 1900 г.).

    Виноградов Феодор Зосимович
    Преподаватель латинского языка Сапожковского духовного училища (с 5 сентября 1891 г.), Статский Советник. Окончил курс в С.-Петербургской Духовной Академии (1888) со степенью кандидата богословия. Состоял в должности преподавателя Рязанского духовного училища (с 25 января 1889 по 5 сентября 1891 г.). Имеет орден св. Станислава 3 ст.

    Вишневский Александр Евсевиевич
    Учитель пения в 1-м классе Сапожковского духовного училища (с 25 ноября 1897 г.). Священник Кресто-Воздвиженской церкви г. Сапожка.)

    Вишневский Феодор Дмитриевич
    Безмездный врач при Сапожковском духовном училище (с 19 мая 1882 г.), коллежский советник.

    Дмитревский Феодор
    Студент Рязанской Духовной Семинарии (окончил курс в июле 1866 года). Учитель Сапожковского духовного училища по классу всеобщей географии, арифметики и славянской грамматики (с 1866 г.)

    Доброхотов Константин Павлович.
    Смотритель Сапожковского духовного училища (с 13 июня 1874 г.), протоиерей. Окончил курс в Московской Духовной Академии (1874) со степенью кандидата богословия. Священник Успенской соборной церкви г. Сапожка (с 21 сентября 1876 г.). Имеет камилавку, наперсный крест и орден св. Анны 2 ст.

    Иванов Александр Григорьевич
    Надзиратель Сапожковского духовного училища (с 12 мая 1896 г.), студент Духовной Семинарии, Коллежский Асессор

    Князев Николай Михайлович
    Преподаватель арифметики и географии Сапожковского духовного училища (с 23 апреля 1898 г.), Коллежский Советник. Окончил курс в С.-Петербургской Духовной Академии (1891) со степенью кандидата богословия. Состоял надзирателем в Псковской Духовной Семинарии (с 1 декабря 1891 г.), преподавателем той же Семинарии (с 25 марта 1892 по 23 апреля 1898 г.). Имеет орден св. Анны 3 ст.

    Лампадин Иван Алексеевич
    Преподаватель русского языка в 1-м классе Сапожковского духовного училища (с 6 мая 1903 г.), студент духовной семинарии, Коллежский Асессор. Окончил курс в Рязанской Духовной Семинарии (1891) со званием студента семинарии. Состоял в должности псаломщика и учителя церковно-приходской школы (с 9 октября 1891 г.), надзирателя Сапожковского духовного училища (с 28 сентября 1894 г. по 6 мая 1896 г.). Имеет орден св. Станислава 3 ст.

    Ловцов Иоанн Михайлович
    Выпускник Рязанской Духовной Семинарии. Кандидат Московской Духовной Академии. До перемещения в Рязанскую Семинарию был учителем в Зарайском училище по Катехизису, священной истории, греческому языку и арифметике (с 25 апреля 1845 г.), а с 17 ноября 1845 г. - и по нотному пению. С 28 мая 1847 г. по 17 октября 1847 г - инспектор и учитель по латинскому языку в Сапожковском духовном училище.

    Милованов Василий Никитич
    Училищный эконом Сапожковского духовного училища (с 1897 г.), диакон.

    Миловидов Александр
    Студент Рязанской Духовной Семинарии. Правлением Московской Духовной Академии за № 74 от 31 января 1866 г. утвержден в должности II учителя Сапожковского духовного училища.

    Некрасов Петр Васильевич
    Помощник смотрителя Сапожковского духовного училища (с 20 января 1888 г.). Окончил курс в Московской Духовной Академии (1884) со степенью кандидата богословия. Учитель Данковского духовного училища (с 10 сентября 1884 г.). Имеет орден св. Анны 3 ст.

    Озерский Феодор Иоаннович
    Училищный священник Сапожковского духовного училища.

    Прокливитантов Георгий Васильевич
    Преподаватель русского языка в старших классах Сапожковского духовного училища (с 23 марта 1895 г.). Окончил курс в С.-Петербургской Духовной Академии (1894) со степенью кандидата богословия. Имеет орден св. Станислава 3 ст.

    Смирнов Михаил Александрович
    Преподаватель греческого языка Сапожковского духовного училища (с 23 ноября 1901 г.). Окончил курс в Казанской Духовной Академии (1900) со степенью кандидата богословия. Состоял в должности преподавателя приготовительного класса Симбирского духовного училища (с 17 февраля 1901 г.), надзирателя Симбирского духовного училища (с 19 марта 1901 г. по 23 ноября 1901 г.).

    Сперанский Михаил Иоаннов
    Учитель Сапожковского духовного училища (до 1866 г.) (1865/66, №24). Священник села Борец Сапожковского уезда (с 1866 г.). Утвержден благочинным в 4-м благочинническом округе Сапожковского уезда (1879, №6). Утвержден в должности благочинного в 4-м благочинническом округе Сапожковского уезда (1880, №16). Определен на протоиерейскую вакансию к Тихвинской соборной церкви г. Данкова (1888, №1). Награжден орденом Св. Анны 3-й степени за 12-летнее прохождение благочиннической должности 3 февраля 1892 года (1892, №10). Возведен в сан протоиерея.

    Выпускники Сапожковского духовного училища
    1907, 1908, 1912-1916 гг.

    Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Прошло не так много времени, по историческим масштабам, со времени существования Сапожковского духовного училища. Однако создать сколько-нибудь целостное представление об этом замечательном учебном учреждении практически невозможно. Тем дороже крупинки сведений, которые удается обнаружить в архивах. По приводимым спискам можно понять, что в духовном училище учились не ангелы, все было, как в обычной школе - и переэкзаменовки, и второгодники, и "осенники", и награждения. Вчитайтесь в эти списки, и они оживут, наполнятся содержанием, может быть, кто-то найдет здесь свои родные фамилии.

    
    

    Выпуск 1907 года Разряд 1: Ягодин Василий Лебедев Константин Антропов Михаил Оливков Борис Голенищев Владимир Овсянников Михаил Великанов Михаил Петров Василий Муретов Евгений Тихомиров Сергей Разряд 2: Окунев Тихон Павлинов Василий Левитский Павел Борков Александр Оленин Михаил Сахаров Григорий Ломов Иван Гиацинтов Михаил Светлов Антонин Рождественский Александр Тишин Иван Курбатов Дмитрий Тюшевский Александр Малов Николай Солидов Павел Щеглов Алексей Ясенев Николай Мизеров Николай Оканчивают полный курс училищных наук: Щегольков Сергей Крестников Владимир Выпуск 1908 года Разряд 1: Амиантов Николай Бобров Борис Тихонов Александр Марков Василий Караулов Александр Ушморов Петр Силин Александр Разряд 2: Аббакумовский Сергей Пальмин Василий Солидов Михаил Попов Владимир Путятин Александр Малов Александр Новиков Борис Зимин Михаил Ерахторин Павел Радимов Иван Амарин Степан Чтецов Сергей Сасыкин Александр Предназначается к переводу в 1 класс духовной семинарии при условии удовлетворительной сдачи переэкзаменовки по русскому языку: Зимин Борис Оканчивает полный курс училищных наук: Смирнов Михаил Имеют сдать переэкзаменовки для получения свидетельств об окончании курса в духовном училище: Амарин Алексей - по церковному уставу Близнецов Семен - по русскому и латинскому языкам Оставляется на повторительный курс по прошению: Модестов Феодор Выпуск 1912 года Разряд 1: Бараков Петр Кастров Константин Алфеев Николай Скворцев Петр Болдырев Михаил Разряд 2: Благовестов Валериан Поляков Николай Рождествин Дмитрий Сперанский Николай Сериков Николай Оливков Павел Соловьев Александр Мизеров Сергей Барятин Михаил Афанасьев Феодор Петропавлов Василий Тишин Василий Предназначаются к переводу в I класс духовиой семинарии при условии удовлетворительной сдачи переэкзаменовки: Караулов Виктор — по русскому языку письменно Кочуров Иван — по русскому языку письменно Сачков Иван — по греческому языку Сапфиров Александр — по русскому языку письменно Радимов Александр — по русскому языку устно и письменно Имеют сдать переэкзаменовки для получения свидетельства об окончании курса в духовном училище: Троицкий Иван — по русскому языку письменно и географии Бобров Валериан — по катихизису, русскому языку устно и письменно и географии Флоров Михаил — по катихизису, церковному уставу и арифметике Оставляются на второй год: Мизеров Николай Покровский Иван Выпуск 1913 года Разряд 1: Дубровин Николай Екимов Николай Герасимов Сергей Маннин Николай Разряд 2: Оленин Павел Сперанский Борис Пальмин Петр Мизеров Николай Покровский Иван Попов Константин Путятин Сергей Лисицын Константин Назарьев Иван Муромский Александр Флоров Михаил Соколов Михаил Смирнов Николай Попов Иван Оканчивает полный курс училищных наук: Романов Иван Предназначаются к переводу в I класс духовной семинарии при условии удовлетворительной здачи переэкзаменовок: Петропавлов Николай — по русскому языку письменно Сперанский Александр — по русскому языку письменно Соколов Николай — по русскому языку письменно Имеют сдать переэкзаменовки для получения свидетельства об окончании курса в духовном училище: Калашников Александр — по русскому языку письменно Калашников Алексей — по русскому языку письменно Оставляются на второй год: Михайлов Сергей Столпов Леонид Капаев Сергей Не сдавший экзаменов имеет сдать таковые в августе: Бобров Владимир Выпуск 1914 года Разряд 1: Виноградов Сергей Виноградов Дмитрий Шелепин Максим Калинин Иван Цветков Владимир Тапильский Николай Стародубровский Петр Кочуров Василий Разряд 2: Кузнецов Иван Зверев Алексей Пономарев Александр Рожков Андрей Перехвальский Василий Сасыкин Сергей Калашников Александр Смирнов Иван Фирсов Василий Оканчивает полный курс училищнилх наук: Перов Петр Предназначаются к переводу в 1 класс духовной семинарии при условии удовлетворительной сдачи переэкзаменовки: Михайлов Сергей - по русскоиу языку письменно Марков Александр - по русской истории Имеет сдать переэкзаменовки для получения свидетельства об окончании курса в духовном училище: Левков Феодор — по церковному уставу и природоведению Новиков - по русскому языку письменно Барсуков Владимир — по русскому языку письменно и латинскому языку Столпов Леонид — по русскому языку устно и письменно и латинскому языку Канаев Сергей Не сдававший экзаменов по болезни имеет сдать таковые в августе месяце для получения свидетельства об окончании курса в духовном училище: Миловидов Николай Оставляются в том же классе на повторительный курс: Рясский Дмитрий Светлов Иван Марков Николай Тимофеев Александр Крымов Алексей Соловьев Константин Троицкий Николай Выпуск 1915 года Разряд 1: Соколов Иоанн — с наградой Соловьев Николай — с наградой Красильников Анатолий — с наградой Анисимов Владимир Иванов Валентин Окунев Феодор Викторов Михаил Соколов Димитрий Кочетов Николай Маннин Василий Стародубровский Константин Разряд 2: Полунин Тимофей Назарьевский Николай Путятин Иоанн Светлов Иоанн Марков Николай Киселев Иоанн Рясский Димитрий Тимофеев Александр Троицкий Николай Светлов Димитрий Архангельский Феодор Орлов Николай Столпов Иоанн Предназначаются к переводу в I класс духовной семинарии при условии удовлетворительной сдачи переэкзаменовки: Крымов Алексей — по русскому языку (письменно) Сюсюкин Иоанн по греческому языку Чтецов Феодор — по греческому языку Оленин Николай — по русскому языку (письменно) и греческому языку Оканчивают полный курс училищных наук: Поляков Михаил Антипатров Николай Пальмов Гавриил Лампадин Александр Зимин Александр Имеют сдать переэкзаменовки для получения свидетельства об окончании курса в духовном училище: Иванов Василий — по русскому языку (письменно) Соловьев Константин — по русскому языку (письменно) Оставляются на повторительный курс: Мизеров Алексий — по прошению Карев Иоанн — по прошению Перов Сергий — по прошению Покровский Евгений — по болезни Великанов Павел — по болезни Не сдававший экзаменов по болезни имеет сдать таковые в августе месяце: Оленин Сергий Выпуск 1916 года Разряд 1: Иерусалимский Семен – с наградой Горелов Михаил — с наградой Сбродов Емельян Великанов Павел Зорин Сергий Скворцов Александр Иерусалимский Иоанн Кочуров Николай Бургов Анатолий Соловьев Михаил Лагов Сергий Курков Димитрий Разряд 2: Покровский Евгений Пальмов Владимир Оленин Сергий Зимин Константин Мизеров Алексий Плавтов Александр Сасыкин Евгений Сперанский Михаил Зимин Василий Орлов Василий Виноградов Сергий Перов Сергий Близнецов Александр Поляков Михаил Сасыкин Николай Поляков Гавриил Солотчин Константин Предназначаются к переводу в 1 класс духовной семинарии при условии увовлетворительной сдачи переэкзаменовки: Карев Иоанн – по географии Зимин Владимир – по греческому языку Оканчивают полный курс училищных наук: Мищенко Николай Антипатров Александр Имеет сдать переэкзаменовку для получения свидетельства об окончании курса в духовном училище: Куркин Михаил – по географии

    Содержание раздела

    Выпускник училища

    Архиепископ МАКАРИЙ (МИРОЛЮБОВ)
    1817-1894

    Епископ Нижегородский и Арзамасский Макарий (впоследствии архиепископ Донской и Новочеркасский) родился 24 марта 1817 года в селе Ухолово Ряжского уезда Рязанской губернии, в семье священника Кирилла Прокопьевича Подлесенского. При крещении был наречен Николаем. Поступив в Сапожковское духовное училище, Николай, по тогдашнему обычаю и желанию родителей, получил новую фамилию Миролюбов.

    10 января 1858 года архимандрит Макарий (Миролюбов) назначен ректором и профессором богословских наук в Рязанскую духовную семинарию и настоятелем Рязанского Спасского второклассного монастыря. В том же году он определен благочинным Солотчинского, Троицкого и Богословского монастырей, по поручению начальства обозревал Зарайское, Касимовское и Сапожковское духовные училища. В 1860 году состоял членом временного строительного комитета, учрежденного при Рязанской семинарии, для поправления ветхостей и построения некоторых зданий вновь. И здесь, в Рязани, профессор и ректор Макарий не оставляет своих ученых занятий, издав «Историко-статистическое описание Рязанской духовной семинарии и подведомых ей духовных училищ».

    Архиепископ Макарий - выдающийся деятель русской православной церкви, историк, писатель.

    Краткая историческая справка

    Духовный регламент 1721 года предписывал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Регламент предусматривал открытие духовных школ во всех епархиях; обучаться в них обязаны были все дети духовенства "в надежду священства". Те из детей, которые уклонялись от обучения в этих школах, исключались из духовного сословия. Такая организация духовной школы сыграла решающее значении в укреплении кастового характера духовенства в России синодального периода.
    
    В 1808 году была учреждена "Комиссия духовных училищ", которая составила первый устав духовно-учебных заведений, по которому они распадаются на три группы: низшие - духовные училища (уездные и приходские), средние - духовные семинарии и высшие - духовные академии.
    
    Духовные училища предназначались "для первоначального образования и подготовления детей к служению православной церкви". Как учреждения подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарии, училища находились "в живой и нераздельной связи с семинариями". Содержались на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находились в ведении епархиального архиерея, под общим управлением Святейшего Синода.
    
    Непосредственное попечение о них вверялось местному духовенству. Учебно-воспитательная часть состояла под руководством местных семинарских правлений, a непосредственное управление вверялась смотрителю (и его помощнику) и правлению (в составе смотрителя и учителей), ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной частям. Число духовных училищ в каждой епархии зависело от средств её и потребностей местного духовенства.
    
    В училища принимались дети православных духовных лиц бесплатно, a из других сословий - с платою.
     
    Училища имели 4 класса, программа которых приближалась к программе четырёх классов гимназий.
      
    Всего в Рязанской губернии было 9 духовных училищ - 3 Рязанских и 6 уездных: Данковское, Зарайское, Касимовское, Раненбургское, Сапожковское, Скопинское.
    
    

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie